Публикации

Кейс: разработка дизайн-проекта интерьера. Состав, образец и порядок работы на примере нашей квартиры 381 м2.

Как сделать так, чтобы дом отражал ваш образ жизни? Чтобы каждая комната была на своем месте, а любая деталь интерьера подходила вашему представлению о прекрасном?
Все это (и даже больше) — задачи дизайн-проекта. В этом материале показываем, как мы работаем над ним, на примере нашего реализованного проекта в центре Москвы.

Предыстория.
О заказчике и доме

Заказчик пришел к нам с квартирой в доме 1998 года — каноническом образце лужковской архитектуры. В его владении — весь последний этаж и крыша, с которой открывается вид на исторический центр столицы. Суммарная площадь — порядка 400 квадратных метров.

Наш заказчик, приобретая эти квадратные метры, сразу знал, что квартира будет реконструироваться: крыша должна стать жилой зоной, а сам дом — точкой притяжения для дорогих людей и местом восполнения энергии.

Жить в этой квартире заказчик планировал один, но среди его ключевых пожеланий было продумать обособленную зону для гостей. В идеале так, чтобы она минимально пересекалась с основной жилой зоной.

Среди увлечений — коллекционирование дорогой дизайнерской мебели и декоративного искусства. Финальное пожелание касалось использования предметов из его коллекции в комплектации интерьера, а также проектирования места для бережного хранения экспонатов. Все записали — и все учли в дизайн-проекте.

В сухом остатке задача выглядит так — разработать дизайн-проект квартиры в жилом доме, в котором предусмотрена реконструкция крыши.

Как мы работали над дизайн-проектом?

ЭТАП #1 — ИССЛЕДОВАНИЕ.

С чего начинается дизайн-проект? С исследования объекта, когда дело касается работы с уже построенным зданием. Этим мы и занялись — отправились на архитектурно-дизайнерскую экскурсию. Что нас на ней впечатлило?

Сам дом и его видовые перспективы. Расположение в «золотой миле» далеко не главное преимущество. А вот видовая крыша — точно да. С нее открывается вид на Кремль, храм Христа Спасителя, набережную и памятник Петру I. И хотя сейчас крыша выглядит плачевно — разноуровневые надстройки и необоснованные ступени, будка, внутри которой лифт — мы сразу увидели возможности и начали набрасывать варианты, как обыграть локацию.

Непродуманность планировки пятого этажа. Узкие проемы, колонны в неуместных местах. Стало очевидно, что в проекте будут обширные демонтажные планы.

Дизайн-проект — это не только дизайн: планировки, красивые картинки интерьеров и подбор мебели. Зачастую дизайн-проект включает в себя архитектурное и конструктивное решения, если речь идет о масштабной перепланировке и реконструкции. У нас именно такой случай.

Если смотреть на план квартиры сверху, то невооруженным глазом можно заметить ее трапециевидную форму. Исторически мы в помещениях стараемся избегать таких диагоналей — их нужно тщательно балансировать, чтобы финальные ощущение от интерьера были логичны. Этим нам и предстояло заняться.

Перепады высот. Дело в том, что квартира докупалась на этаже по частям. Например, вот эта часть, что выделена на плане, — это бывший лестничный пролет (огибает лифт), который прошлыми владельцами был выкуплен и стал жилым помещением. Из-за этого вход в эту часть начинается с лестницы.

Первый выезд на объект сопровождается детальной фото- и видеофиксацией. 47 ГБ пространства на диске нам потребовалось. Разные ракурсы, детали и особенности, с которыми нам предстоит работать — важно зафиксировать все мелочи.
Здесь на объекте сразу делаем обмерный план. Выглядит он так:
Поскольку мы знали, что нам предстоит работать и с крышей, то сделали и ее обмеры.
Мы не могли уехать с объекта без понимания состояния инженерных сетей. Нам важно было найти ответы на следующие вопросы:
— Как сейчас устроена вентиляция?
— Где находятся мокрые точки?
— Как выглядит план электрики и план сантехники?

Все узнали исследовательским путем.

ЭТАП #2 — ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ, ДЕМОНТАЖ И МОНТАЖ

Собрали всю доступную информацию об объекте. Дальше — выслушать заказчика и его пожелания по помещениям. Среди них были:

— Отдельная гостиная на 2 этаже для встреч с друзьями и примыкающая к ней кухня и зона патио на крыше для приглашенных шеф-поваров. Помним, что эти помещения должны быть обособленными от основной части дома.
— Кабинет в определенной стилистике — современное прочтение ар-деко.
— Видовое место для хранения коллекции предметов декоративного искусства.
— И базовые комнаты: кухня, спальня, санузел.

С этого момента мы начали детальную разработку планировочного решения.
Нам нужно было подчинить пространство сценарию жизни заказчика, продумать его логику перемещения, чтобы все зоны складывались в комфортный маршрут. И при этом соединить все с не самым гибким исходником квартиры.

Покрутив варианты, мы пришли к следующей планировке:

В планировке мы всегда показываем расстановку мебели с ее реальными габаритами. Только так получается наглядно представить заказчику наполнение комнат.
Ниже — детали по каждой комнате.

Первый этаж.

Прихожая.
Особенность проекта — лифт, который поднимается непосредственно в квартиру. И лестница на крышу, которую по техническим характеристикам мы не можем унести в другое место. Эти два элемента стали отправными точками для входной зоны.

Лестницу решили демонтировать и построить заново, поскольку должен измениться уровень второго этажа. Соответственно, требовалось больше ступеней.

Что важно во входной зоне? Вместительный гардероб для верхней одежды и обуви. Текущая планировка не позволяла его вписать, поэтому мы демонтировали стену по правую сторону от лифта, чтобы сделать нишу.


Уместно во входной зоне сделать и санузел для гостей. В нашем случае — по левую сторону от лифта. Все выводы там уже были. Демонтировав лестницу, мы убрали лишнее, поэтому вход в санузел получился без лишних дверных проемов.
Площадь санузла позволила вшить в него небольшую комнату — постирочную. А из нее прорубить выход на антресоль дома — пространство сезонного хранения габаритных вещей.
Кабинет.
Изначальное сборное устройство квартиры позволило нам сделать справа от лифта вход в кабинет. Это решение выглядит приватным и отвечает потребностям заказчика: кабинет не находится в жилой зоне, в него можно попасть сразу из лифта не попадая в личное пространство. Скрытая дверь делает его незаметным. Он буквально спрятан от чужих глаз.

Гостиная-столовая.
Из коридора по прямой мы попадаем в огромное пространство — объединенную гостиную со столовой. Здесь мы решили снести колонны, чтобы расширить зону. Также мы реконструировали оконную конструкцию в виде пирамиды.


Мы помним, что у нас сложная трапециевидная форма квартиры. И эту форму важно сбалансировать. Здесь мы прибегли к гипсокартонным конструкциям, которые не только скрыли все несовершенства, но и задали стилистический тон квартире — плавные линии отлично отыгрались в дизайне.

Правая стена в столовой выбивалась из геометрии, поэтому мы разместили здесь камин. Заказчик оценил наш ход мысли. Да так, что в финале мы отказались от электрического в пользу настоящего — с дровами и сопутствующим настроением.

Присмотритесь повнимательнее к этой части:

Да, все верно, на этом участке в 41 квадратный метр нет ни одного окна и низкий давящий потолок .Так оставить мы не могли. Поскольку в нашем владении целая крыша, то мы решили ровно над этой зоной прорубить недостающее окно и впустить нужный нам свет. Загвоздка состояла в том, что это — перекрытие, а потому у нашего конструктора была по-настоящему нетривиальная задача. О том, как все прошло — чуть ниже.

В этой части мы расположили гостиную. В углубления вшили прозрачные шкафы с стеклянными фасадами — как раз для коллекции заказчика.

Кухня.
Все выводы для кухни располагались в комнате без окон (и почти без дверей). Мы расширили проем, чтобы поставить стеклянную двустворчатую дверь, которая позволила бы свету из столовой проникать в пространство кухни. Внутри кухни демонтировали перегородку. За ней находилась инженерия.

Раньше кухня была проходной. Мы отказались от этого решения и сделали ее самостоятельным пространством.

Мастер-блок.
Из столовой-гостиной попадаем в мастер-блок. Дверь в мастер-спальню — секретная: со стороны столовой повторяет зеркало с другой стороны от камина.

Попадая в мастер-зону первым делом мы видим мягкую зону гардеробной. Сама гардеробная получилась проходного типа — из нее мы попадаем в спальню.

К спальной зоне примыкает мастер-санузел, со смежной умывальной зоной
Почему расположили так? У нас не было возможности переносить мастер-ванную — именно в этом месте были выводы сантехники. Но за счет стены, которую мы подвинули в глубь кухни, мы получили бОльшее пространство.

Кстати, проемы мы тоже расширили.


Второй этаж.

Вторая гостиная.
Второй этаж стал той самой обособленной зоной для гостей и приглашенных шеф-поваров. Все из-за логистики — попасть на крышу можно было по лестнице из прихожей, не заходя в другие части квартиры.

Мы помним, у нас на крыше стоит будка для лифта. Все ее стены мы решили снести и вместо них возвести новые, но уже с другим пространственным решением. Из 30 квадратных метров в 155.

Конечно, мы предусмотрели выходы на террасу. Иначе зачем нам такие виды?
Особенность проекта.

Превращение крыши в жилое пространство, а также снос колонн и расширение проемов — это этап реконструкции. И недостаточно просто все нарисовать и сделать — необходимо тщательно спланировать все нагрузки и согласовать их с профильными инстанциями. В нашем случае — с Москомархитектурой, Мосжилинспекцией и, конечно, жильцами дома.

Поэтому продумывание планировочного решения сопровождалось многочасовыми встречами, где были и архитектор, и конструктор, и дизайнер.

Мы создали прототип дома в специальной программе ЛИРА, которая помогала спроектировать строительную конструкцию, ее нагрузки. Ведь если не уделить достаточного внимания расчетам, то могут произойти неприятные казусы (вроде трещин у соседей) или может критично пострадать общая безопасность дома.

Проект нашего дома в ЛИРЕ выглядел так:

Конструктор внимательно смотрел на демонтажные изменения и расчитывал, справятся ли с нагрузкой несущие конструкции и где необходимо их усиление.

Сноска.
В этом проекте мы согласовали планировку с первого раза. Так бывает не всегда. В основном проходит две-три доработки. Больше — большая редкость.

ЭТАП #3 — ПОДБОР СТИЛИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Зоны и расположение мебели поняли. Переходим дальше.
Как понять, какой интерьер хочет заказчик? Нащупать его предпочтения через референсы.

В нашем распоряжении были следующие картинки со стороны клиента:

Наша цель — уловить основной вектор стиля и расширить насмотренность заказчика, предложив новые, оригинальные, релевантные решения.
Также на этом этапе мы стараемся отговорить заказчика. Бывает так, что он к нам приходит с картинками рендеров, то есть нереализованных проектов. И воплотить нечто подобное в жизнь не представляется возможным. Либо решение не обосновано и не эргономично. Мы занимаем экспертную позицию и объясняем, почему стоит отказаться от того или иного предпочтения.
В нашем случае мы сразу услышали и увидели элементы ар-деко. И полную неготовность к минимализму в его аскетичном виде. Нам предстояло разработать преимущественно светлый интерьер, но с интересными акцентами.

Важная часть этапа — синхронизация ожиданий по бюджету. Именно здесь мы ищем оптимальные точки по нему.

Почему так сразу? Хотим, чтобы в 3D-визуализациях, которые готовятся на следующем этапе, были отражены только реальные материалы отделки, предметы мебели, освещение. Разочаровывать заказчика, показывая ему картинку, не вписывающуюся в его бюджет, не в наших правилах.

У заказчика — своя коллекция мебели, предметы из которой мы могли интегрировать в интерьер. Не все, но те, которые подходят стилистически. Это разумная экономия.

ЭТАП #4 — 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Направление удалось нащупать. Далее — 3D-визуализации.

Мы заранее обговариваем список помещений, необходимых к отрисовке. И для каждого предусматриваем не более 6 ракурсов.

Работа визуализатора трудоемка. Мы делаем такие картинки, которые бы минимально отличались от будущего результата. Потому на создание только одной тратим порядка 40 часов.

Визуализация — максимально творческий этап. Здесь мы ищем уникальность в решениях.. И сразу эти решения конкретизируем — готовим спецификации по отделке, сантехнике, мебели, освещению. В этих спецификациях отражаем суммы и даты поставок.

В этом проекте у нас много таких решений, который сразу понравились заказчику и которые мы в будущем минимально меняли:


— Арт-пол

— Зона с камином
— Гостиная с презентацией коллекции заказчика
Не везде было так гладко. Например, через эволюцию визуализаций кухни можно отследить, как создавался идеальный образ конечного результата.

Визуализации могут критически меняться не только из-за вкусовых предпочтений, но и из-за технических особенностей. Они появляются в моменте проработки рабочей документации. Ее мы, кстати, запускаем вместе с отрисовкой визуализаций, параллельно.

Это помогает нам прогонять дизайнерские задумки через мнения инженеров и конструкторов. А значит, что в результате заказчик видит не только картинки, которые вписываются в его бюджет, но и которые технически реализуемы на все 100%.

ЭТАП #5 — РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Дизайн-проект — это превращение визуального языка дизайнера в технических язык строителей и подрядчиков. Поэтому в наш дизайн-проект также входят:

— План расстановки сантехники.
Здесь мы учитываем выводы горячего и холодного водоснабжения, бытовой канализации. Показываем дренажный душевой трап. Например, в нашей отдельно стоящей ванне мы этот трап предусмотрели у дальней стены — туда будет уходить вода.

В этом же плане показаны подводы полотенцесушителя.

У нашего заказчика было пожелание — сделать в душевой настоящий хамамм. Мы это учли и в плане отразили.

А еще в момент работы над документацией появилось новое пожелание — заказчик предположил, что в будущем зона второй гостиной и кухни для шеф-поваров может стать еще одной спальней со своим санузлом. Мы и это предусмотрели в выводах инженерии.

— План расстановки электрооборудования.
Отмечаем на плане разнотипные розетки, выключатели, пульты управления умным домом. Места всегда привязаны к мебели, приборам освещения. Указываем высоту расположения.
— План расстановки освещения и выключателей. Привязка светильников
Это два плана, в которых мы показываем, какие конкретно и где должны быть расположены светильники:
встроенные, подвесные, накладные.

— План вентиляции
К его проработке мы подключаем партнеров, которые знают, как сделать так, чтобы в квартире был чистый воздух.
— Узлы потолочные и напольные.
Как стыкуются между собой разные материалы и плоскости? И каким должен быть стык? Отражаем все в чертежах.
— Планы полов и стен с указанием используемых материалов. Раскладка материалов, где необходимо.
В проекте мы придумали арт-пол. И вот так выглядит его перевод на язык строителей.
То же самое и со стенами.

Что в конце?

Примерно 80 листов, из которых становится понятно заказчику, как будет выглядеть будущий дом, и что нужно сделать строителям, чтобы воплотить его в жизнь.

Подготовка дизайн-проекта этой квартиры заняла у нас чуть больше четырех месяцев. На других объектах, где нет масштабной реконструкции, можно уложиться и в более короткие сроки — в два-три месяца.
Если меньше, то пострадает проработка рабочей документации, что непременно скажется на финальном результате.

Дизайн-проект — кропотливая, но очень важная работа. Ее качество влияет на бюджет, сроки реализации и отношения между всеми сторонами процесса.

Посмотрите наше портфолио по ссылке.

Бесплатная консультация:
Следите за нами в соцсетях: